Теория информации и теория полей.





«Нельзя сказать, что морфическое поле выдумано Шелдрейком - нет, оно в каком-то смысле заимствовано из современной физики: среди физиков зреет убеждение, что мир - не столько набор тел, сколько взаимодействие полей». "Суперсила" Девисс 

"Поля более фундаментальны, чем материя", они - "области влияния в пространстве и времени. Их природа более напоминает модификации в пространстве, чем что-либо, истекающее из материи или творимое ею". Sheldrake R. Habits of Nature. // One Earth. 1988, N 3, c. 30










Некоторые системные законы:
- система больше суммы элементов 
 - все элементы в системе взаимосвязаны и взаимообусловлены; 
- изменения одного элемента в системе, влечёт изменения всей системы; 







Теория информации:
В каждой клетке нашего организма, есть информация обо всём организме в целом. Так же и каждый человек в системе знает о ней, даже если это знание не было озвучено. 
Человеческая система обладает памятью. В разных направлениях, можно встретить разные определения: филогенетическая память, коллективное бессознательное, семейные сценарии, морфическое поле. Берт Хеллингер называет это Большой душой.




Морфические поля:
В своей книге "Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности" (1981) биолог-теоретик Руперт Шелдрейк предложил теорию, объясняющую, как передаётся информация, как могут происходить изменения под влиянием ранее происходящих событий.






Память морфических полей
Гипотеза Шелдрейка состоит в следующем: то или иное происходящее поведение запечатлевается в неком "морфогенетическом (или формообразующем) поле". Это поле обладает своего рода кумулятивной памятью, хранящей все, что происходило с данным видом в прошлом. Представители каждого вида (речь идет не только о биологических организмах, но также о белковых молекулах, кристаллах и даже атомах) настроены на свое отдельное морфическое поле, которое простирается во времени и пространстве. Способ передачи информации именуется «морфическим резонансом».


Феномен сотой обезьяны


В подтверждение некого общего информационного поля говорит известный феномен под названием «Эффект сотой обезьяны». Основой для этого мифа стали научные наблюдения за колониями обезьян в Японии. Наиболее известная версия этой истории написана Кеном Кейзом-младшим.


Японские ученые в течение тридцати лет изучали колонии обезьян на ряде отделенных друг от друга островов. Чтобы легче было наблюдать за поведением животных, исследователи регулярно раскладывали для них на берегу моря сладкий картофель, он был их любимым лакомством. Обезьяны брали этот картофель и ели его, отряхнув от земли и песка. Однажды полуторагодовалая обезьянка по имени Имо попробовала перед едой помыть картофель в море. Имо поделилась своим открытием с другими. Со временем все больше и больше обезьянок мыли картофель перед едой. Вначале научились друг у друга малыши, малышам стали подражать их родители, а затем и взрослые стали учиться друг у друга. когда количество чистюль превысило сто, на соседних островах обезьяны начали мыть картофель, при этом острова не имели сообщения.
Здесь мы видим подтверждение теории Шелдрейка – данный феномен может объяснить существование морфогенетического поля.




"Созидательная причинность" - это совершенно новый принцип связи причин со следствиями. Физика построена на идее взаимодейстия частиц посредством физических полей, Шелдрейк говорит о морфогенетическом поле Гурвича, которое охватывает имеющее отношение к биологи. Как и Лавлок, он считает, что земная природа как целое обладает памятью, так что любое новшество становится как бы общим достоянием.




Примеры его таковы.


Первый, химический: если вещество с данной формулой может давать несколько форм кристаллов, то при первых попытках его получения образуется смесь разных форм, но вскоре устанавливается единая форма - даже в лабораториях, осуществляющих кристаллизацию впервые.


Второй, морфологический: развитие зародыша объясняют через последовательную смену морфогенетических полей. Про эти поля можно рассказать в терминах физики (излучений, концентраций веществ). Шелдрейк объясняет морфогенез как реализацию памяти вида.


Третий, этологический: если животные чему-то научились, то это научение быстро передается необученным - даже при полном отсутсивии контактов. Так, известно, что голубые синицы в 1920-1930-е годы научились открывать молочные бутылки. Они живут три года и мигрируют всего на три мили, однако семилетний перерыв производства (во время войны) бутылочного молока не помешал всей голландской популяции вновь овладеть этим умением всего за год.


Четвертый, социально-психологический: феномен "коллективного бессознательного" (так швейцарский психолог Карл Юнг называл господствующие в обществе неосознанные "архетипы", т.е. образцы мышления) является памятью общества не в переносном, а в прямом смысле. Ярким образцом социального архетипа служит для Шелдрейка дарвинизм. (Действительно, он распространился в европейском сознании почти мгновенно и стал восприниматься почти всеми на уровне бессознательного.)






Гипотеза Шелдрейка дает нам понимание того, каким образом действия отдельных индивидуумов могут изменить весь вид, – даже если они выполняют эти действия по одиночке и независимо друг от друга.